начало | новости | экспертиза | продукция | услуги | о сертификации | вопросы | контакты |

Санитарные правила и нормы 1. Общие положения и область применения (часть 2)

8.2. Требования к организации и оборудованию рабочих мест с ВДТ и ПЭВМ для взрослых пользователей
8.2.1. Высота рабочей поверхности стола для взрослых пользователей должна регулироваться в пределах 680-800 мм; при отсутствии такой возможности высота рабочей поверхности стола должна составлять 725 мм.
8.2.2. Модульными размерами рабочей поверхности стола для ВДТ и ПЭВМ, на основании которых должны рассчитываться конструктивные размеры, следует считать: ширину 800,1000, 1200 и 1400 мм, глубину 800 и 1000 мм при нерегулируемой его высоте, равной 725 мм.
8.2.3. Рабочий стол должен иметь пространство для ног высо той не менее 600 мм, шириной - не менее 500 мм, глубиной на уровне колен - не менее 450 мм и на уровне вытянутых ног - не менее 650 мм.
8.2.4. Рабочий стул (кресло) должен быть подъемно-поворотным и регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а так же -расстоянию спинки от переднего края сиденья.

Конструкция его должна обеспечивать:

  • ширину и глубину поверхности сиденья не менее 400 мм;
  • поверхность сиденья с закругленным передним краем;
  • регулировку высоты поверхности сиденья в пределах 400-550 мм и углам наклона вперед до 15 град, и назад до 5 град.;
  • высоту опорной поверхности спинки 300 ± 20 мм, ширину - не менее 380 мм и радиус кривизны горизонтальной плоскости - 400 мм;
  • угол наклона спинки в вертикальной плоскости в пределах 0 ± 30 градусов;
  • регулировку расстояния спинки от переднего края сиденья в пределах 260 - 400 мм;
  • стационарные или съемные подлокотники длиной не менее 250 мм и шириной - 50 - 70 мм;
  • регулировку подлокотников по высоте над сиденьем в пределах 230 ± 30 мм и внутреннего расстояния между подлокотниками в пределах 350-500 мм.
8.2.5. Рабочее место должно быть оборудовано подставкой для ног, имеющей ширину не менее 300 мм, глубину не менее 400 мм, регулировку по высоте в пределах до 150 мм и по углу наклона опорной поверхности подставки до 20 градусов. Поверхность подставки должна быть рифленой и иметь по переднему краю бортик высотой 10 мм.
8.2.6. Рабочее место с ВДТ и ПЭВМ должно быть оснащено легко перемещаемым пюпитром для документов.
8.2.7. При организации рабочих мест для работы на технологическом оборудовании, в состав которых входят ВДТ или ПЭВМ (станки с программным управлением, роботизированные технологические комплексы, гибкое автоматизированное производство, диспетчерские пульты управления и др.), следует предусматривать:
  • пространство по глубине не менее 850 мм с учетом выступающих частей оборудования для нахождения человека-оператора;
  • пространство для стоп глубиной и высотой не менее 150 мм и шириной не менее 530 мм;
  • расположение устройств ввода-вывода информации, обеспечивающее оптимальную видимость экрана;
  • легкую досягаемость органов ручного управления в зоне моторного поля: по высоте - 900-1300 мм, по глубине - 400-500 мм;
  • расположение экрана ВДТ или ПЭВМ в месте рабочей зоны, обеспечивающее удобство зрительного наблюдения в вертикальной плоскости под углом ± 30 градусов от нормальной линии взгляда оператора, а также удобство использования ВДТ или ПЭВМ (ввод-вывод информации при корректировке основных параметров технологического процесса, отладка программ и др.) одновременно с выполнением основных производственных операций .(наблюдение за зоной обработки на станке с программным управлением, при обслуживании роботизированного технологического комплекса и др.);
  • возможность поворота экрана ВДТ или ПЭВМ вокруг горизонтальной и вертикальной осей.
8.2.8. Клавиатуру следует располагать на поверхности стола на расстоянии 100-300 мм от края, обращенного к пользователю или на специальной, регулируемой по высоте рабочей поверхности, отделенной от основной столешницы.
8.3. Требования к организации и оборудованию рабочих мест с ВДТ и ПЭВМ для учащихся средних и высших учебных заведений
8.3.1. Помещения для занятий с использованием ПЭВМ и ВДТ в средних и высших учебных заведениях должны быть оборудованы одноместными столами, предназначенными для работы на ПЭВМ и ВДТ.
8.3.2. Стол преподавателя с ВДТ или ПЭВМ и двумя тумбами-приставками для размещения графопроектора и принтера должны устанавливаться на подиуме.
8.3.3. Цветной демонстрационный телевизор (экран по диагонали 61 см) следует располагать в учебных помещениях слева от экрана ко-доскопа или компьютерной классной доски и монтировать на кронштейне на высоте 1,5 м от пола, при этом расстояние от экрана до рабочих мест учащихся должно быть не менее 3,0 м.
8 3.4. Конструкция одноместного стола для работы с ПЭВМ и ВДТ должна предусматривать:
  • две раздельные поверхности: одна горизонтальная для размещения ПЭВМ или ВДТ с плавной регулировкой по высоте в пределах 520-760 мм и вторая - для клавиатуры с плавной регулировкой по высоте и углу наклона от 0 до 15 градусов с надежной фиксацией в оптимальном рабочем положении (12-15градусов), что способствует поддержанию правильной рабочей позы учащимися и студентами, без резкого наклона головы вперед;
  • ширину поверхностей для ПЭВМ, ВДТ и клавиатуры не менее 750 мм (ширина обеих поверхностей должна быть одинаковой) и глубину не менее 550 мм;
  • опору поверхностей для ПЭВМ или ВДТ и для клавиатуры на стояк, в котором должны находиться провода электропитания и кабель локальной сети. Основание стояка следует совмещать с подставкой для ног;
  • отсутствие ящиков;
  • увеличение ширины поверхностей до 1200 мм при оснащении рабочего места принтером;
8.3.5. Высота края стола, обращенного к работающему с ПЭВМ и ВДТ, и высота пространства для ног должна соответствовать росту учащихся или студентов в обуви (приложение 12).
8.3.6. При наличии высокого стола и стула, несоответствующего росту учащихся или студентов, необходимо обязательно пользоваться регулируемой по высоте подставкой для ног (см. п. 8.2.5).
8.3.7. Уровень глаз при вертикально расположенном экране ВДТ должен приходиться на центр или 2/3 высоты "экрана. Линия взора должна быть перпендикулярна центру экрана и оптимальное ее отклонение от перпендикуляра, проходящего через центр экрана в вертикальной плоскости, не должно превышать ±5 градусов, до пустимое-мое ±10 градусов.
8.3.8. Рабочее место с ПЭВМ и ВДТ должно оборудоваться стулом, основные размеры которого должны соответствовать росту учащихся или студентов в обуви (приложение 13).
8.4. Требования к оборудованию и организации помещений с игровыми комплексами на базе ПЭВМ для детей дошкольного возраста
8.4.1. Помещения, где устанавливаются игровые комплексы, должны оборудоваться одноместными столами.
8.4.2. Конструкция одноместного стола с игровыми комплексами должна состоять из двух частей или столов, соединенных вместе: на одной поверхности стола располагается видеомонитор, на другой -клавиатура. Кроме того, конструкция стола для ПЭВМ или ВДТ должна предусматривать:
  • плавную и легкую регулировку по высоте с надежной фиксацией горизонтальной поверхности для видеомонитора в пределах 460-520 мм при глубине не менее 550 мм и ширине - не менее 600 мм;
  • возможность плавного и легкого изменения угла наклона поверхности для клавиатуры от 0 до 10 град, с надежной фиксацией.
  • ширина и глубина поверхности под клавиатуру должна быть не менее 600 мм;
  • ровную без углублений поверхность стола для клавиатуры;
  • отсутствие ящиков;
  • пространство для ног под столом над полом не менее 400 мм. Ширина определяется конструкцией стола.
8.4.3. Каждый стол с ПЭВМ или ВДТ должен оборудоваться стулом, размеры которого приведены в приложении 14.
8.4.4. Поверхность сиденья стула должна легко поддаваться дезинфекции.
8.4.5. Не допускается вместо стульев использование кубов, табуреток, скамеек без опоры для спины.

9. ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ РЕЖИМА ТРУДА И ОТДЫХА ПРИ РАБОТЕ С ВДТ И ПЭВМ

9.1. Общие требования к организации режима труда и отдыха при работе с ВДТ и ПЭВМ
9.1.1. Режимы труда и отдыха при работе с ПЭВМ и ВДТ должны организовываться в зависимости от вида и категории трудовой деятельности.
9.1.2. Виды трудовой деятельности разделяются на 3 группы: группа А - работа по считыванию информации с экрана ВДТ или ПЭВМ с предварительным запросом; группа Б - работа по вводу информации; группа В - творческая работа в режиме диалога с ЭВМ. При выполнении в течение рабочей смены работ, относящихся к разным видам трудовой деятельности, за основную работу с ПЭВМ и ВДТ следует принимать такую, которая занимает не менее 50% времени в течение рабочей смены или рабочего дня.
9.1.3. Для видов трудовой деятельности устанавливается 3 ка тего-рии тяжести и напряженности работы с ВДТ и ПЭВМ (приложение 15), которые определяются: для группы А - по суммарному числу считываемых знаков за рабочую смену, но не более 60 000 знаков за смену; для группы Б - по суммарному числу считываемых или вводимых знаков за рабочую смену, но не более 40 000 знаков за смену; для груп-пыы В - по суммарному времени непосредственной работы с ВДТ и ПЭВМ за рабочую смену, но не более 6 часов за смену.
9.1.4. Для преподавателей высших и средних специальных учебных заведений, учителей общеобразовательных школ устанавливается длительность работы в дисплейных классах и кабинетах информатики и вычислительной техники не более 4 часов в день.
9.1.5. Для инженеров, обслуживающих учебный процесс в кабинетах (аудиториях) с ВДТ и ПЭВМ, продолжительность работы не должна превышать 6 часов в день.
9.1.6. Продолжительность обеденного перерыва определяется действующим законодательством о труде и Правилами внутреннего трудового распорядка предприятия (организации, учреждения).
9.1.7. Для обеспечения оптимальной работоспособности и сохранения здоровья профессиональных пользователей, на протяжении рабочей смены должны устанавливаться регламентированные перерывы.
9.1.8. Время регламентированных перерывов в течение рабочей смены следует устанавливать в зависимости от ее продолжительности, вида и категории трудовой деятельности (приложение 15).
9.1.9. Продолжительность непрерывной работы с ВДТ без регламентированного перерыва не должна превышать 2 часов.
9.1.10. При работе с ВДТ и ПЭВМ в ночную смену (с 22 до 6 часов), независимо от категории и вида трудовой деятельности, продолжительность регламентированных перерывов должна увеличиваться на 60 минут.
9.1.11. При 8-ми часовой рабочей смене и работе на ВДТ и ПЭВМ регламентированные перерывы следует устанавливать:

  • для I категории работ через 2 часа от начала рабочей смены и через 2 часа после обеденного перерыва продолжительностью 15 минут каждый;
  • для II категории работ через 2 часа от начала рабочей смены и через 1.5-2.0 часа после обеденного перерыва продолжительностью 15 минут каждый или продолжительностью 10 минут через каждый час работы;
  • для III категории работ через 1.5-2.0 часа от начала рабочей смены и через 1.5-2 часа после обеденного перерыва продолжи тельно-стью 20 минут каждый или продолжительностью 15 минут через каждый час работы.
9.1.12. При 12-ти часовой рабочей смене регламентированные перерывы должны устанавливаться в первые 8 часов работы аналогично перерывам при 8-ми часовой рабочей смене, а в течение последних 4 часов работы, независимо от категории и вида работ, каждый час продолжительностью 15 минут.
9.1.13. Во время регламентированных перерывов с целью снижения нервно-эмоционального напряжения, утомления зрительного анализатора, устранения влияния гиподинамии и гипокинезии, предотвращения развития познотонического утомления целесообразно выполнять комплексы упражнений, изложенные в Приложениях 16-18.
9.1.14. С целью уменьшения отрицательного влияния монотонии целесообразно применять чередование операций осмысленного текста и числовых данных (изменение содержания работ), чередование редактирования текстов и ввода данных (изменение содержания работы).
9.1.15. В случаях возникновения у работающих с ВДТ и ПЭВМ зрительного дискомфорта и других неблагоприятных субъективных ощущений, несмотря на соблюдение санитарно-гигиенических, эргономических требований, режимов труда и отдыха следует применять индивидуальный подход в ограничении времени работ с ВДТ и ПЭВМ коррекцию длительности перерывов для отдыха или проводить смену деятельности на другую, не связанную с использованием ВДТ и ПЭВМ.
9.1.16. Работающим на ВДТ и ПЭВМ с высоким уровнем напряженности во время регламентированных перерывов и в конце рабочего дня показана психологическая разгрузка в специально оборудованных помещениях (комната психологической разгрузки).
9.2. Требования к организации режима работы с ВДТ и ПЭВМ студентов высших учебных заведений
9.2.1. Длительность работ на ВДТ и ПЭВМ студентов во время учебных занятий определяется курсом обучения, характером (ввод данных, программирование, отладка программ, редактирование и др.) и сложностью выполняемых заданий, а также техническими данными ВДТ или ПЭВМ и их разрешающей способностью.
9.2.2. Для студентов первого курса оптимальное время учебных занятий при работе с ВДТ или ПЭВМ составляет 1 час, для студентов старших курсов - 2 часа, с обязательным соблюдением между двумя академическими часами занятий перерыва длительностью 15-20 минут. Допускается время учебных занятий с ВДТ и ПЭВМ увеличивать для студентов первого курса до 2 часов, а для студентов старших курсов до 3 академических часов, при условии что длительность учебных занятий в дисплейном классе (аудитории) не превышает 50% времени непосредственной работы на ВДТ или ПЭВМ и при соблюдении профилактических мероприятий: упражнения для глаз, физкультминутка и физкультпауза (приложения 16, 17 и 18).
9.2.3. Для предупреждения развития переутомления обязательными мероприятиями являются:
  • проведение упражнений для глаз через каждые 20-25 минут работы за ВДТ и ПЭВМ (приложение 16);
  • устройство перерывов после каждого академического часа за нятий, независимо от учебного процесса, длительностью не менее 15 минут;
  • подключение таймера к ВДТ и ПЭВМ или централизованное отключение свечения информации на экранах видеомониторов с целью обеспечения нормируемого времени работы на ВДТ или ПЭВМ
  • проведение во время перерывов сквозного проветривания по меще-ний с ВДТ или ПЭВМ с обязательным выходом студентов из него;
  • осуществление во время перерывов упражнений физкультурной паузы в течение 3-4 минут (приложение 18);
  • проведение упражнений физкультминутки в течение 1-2 минут для снятия локального утомления, которые должны выполняться индивидуально при появлении начальных признаков усталости (приложение 17);
  • замена комплексов упражнений один раз в 2-3 недели.
9.2.4. Физкультурные паузы следует проводить под руководс твом физорга, педагога или централизовано с помощью информации по местному радио на фоне умеренно звучащей приятной музыки.
9.2.5. При составлении расписания учебных занятий с ВДТ и ПЭВМ необходимо выполнять следующие требования:
  • исключить большие перерывы длительностью в один час между спаренными академическими часами, отведенными для занятий с ВДТ и ПЭВМ;
  • не допускать для студентов старших курсов объединение третьей и четвертой пар учебных занятий с ВДТ и ПЭВМ;
  • не проводить учебные занятия с ВДТ и ПЭВМ для студентов старших курсов после 17 часов третьей и четвертой парой уроков;
  • учебные занятия студентов старших курсов с ВДТ и ПЭВМ в исключительных случаях допускаются в период от 17 до 20 часов при обязательном смещении учебных занятий в расписании на первую или вторую пару уроков;
  • двигательный режим студентов и темп работы на ВДТ или ПЭВМ должен быть свободным.
9.2.6. В период прохождения производственной практики или работы в студенческом отряде (летом) время непосредственной работы с ВДТ или ПЭВМ для студентов первых курсов не должно превышать 3 часов, для студентов старших курсов - 4 часов при соблюдениии профилактических мероприятий как во время учебных занятий (п. 10.2.3.).
9.3 Требования к организации режима работы с ВДТ или ПЭВМ учащихся средних специальных учебных заведений.
9.3.1. В средних специальных учебных заведениях (ПТУ, техникумы и др.) длительность работы на ВДТ или ПЭВМ во время учебных занятий при соблюдении гигиенических требований к условиям и организации рабочих мест должна составлять:
  • для учащихся первого курса не более 30 минут в день;
  • для учащихся второго и третьего курсов не более 1 часа в день при сдвоенных уроках: 30 минут на первом уроке и 30 минут на втором с интервалом в работе на ВДТ или ПЭВМ не менее 20 минут, включая перемену, объяснение учебного материала, опрос учащихся и т.п.
  • для учащихся третьего курса длительность учебных занятий с ВДТ и ПЭВМ допускается увеличить до 3 академических часов с суммарным временем непосредственной работы на ВДТ или ПЭВМ не более 50% от общего времени учебных занятий.
9.3.2. После каждого академического часа занятий с ВДТ или ПЭВМ следует устраивать перемены длительностью 15-20 минут с обязательным выходом учащихся из класса (кабинета) и организацией сквозного проветривания.
9.3.3. При организации односменных занятий в учебном заведении следует организовывать в середине учебного дня (после 3-4 уроков) перерыв длительностью 50-60 минут для обеда и отдыха учащихся.
9.3.4. При работе на ВДТ и ПЭВМ для предупреждения развития переутомления необходимо осуществлять комплекс профилактических мероприятий:
  • проводить упражнения для глаз через каждые 20-25 минут работы на ВДТ и ПЭВМ (приложения 16); а при появлении зрительного дискомфорта, выражающего в быстром развитии усталости глаз, рези, мелькании точек перед глазами и т.п., упражнения для глаз проводятся индивидуально, самостоятельно и раньше указанного времени;
  • для снятия локального утомления должны осуществляться физкультурные минутки целенаправленного назначения индивидуально или организованно под контролем физорга или педагога (приложения 17);
  • для снятия общего утомления, улучшения функционального состояния нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем, а также мышц плечевого пояса, рук, спины, шеи и ног, следует проводить физ-культпаузы (приложение 18).
  • Комплексы упражнений следует менять через 2-3 недели.
9.3.5. Общая продолжительность кружковой и факультативной работы с использованием ВДТ или ПЭВМ не должна превышать 2 часов в неделю, а непосредственные работы на ВДТ и ПЭВМ - не более 1 часа при соблюдении режима работы на ВДТ и ПЭВМ (п. 9.3.1) и профилактических мероприятий (п. 9.3.4) как при проведении учебных занятий.
9.3.6. Кружковые и факультативные занятия с использованием ВДТ или ПЭВМ следует проводить после окончания учебных занятий не ранее, чем через 50-60 минут.
9.3.7. Длительность работы с использованием ВДТ или ПЭВМ во время производственной практики, без учебных занятий, не должна превышать 3 часов в день при соблюдении режима работы (п.9.3.1) и профилактических мероприятий (п.9.3.4).
9.4. Требования к организации режима учебных и внеучебных занятий с ВДТ и ПЭВМ детей школьного возраста и занятий с игровыми комплексами на базе ПЭВМ детей дошкольного возраста
9.4.1. Для учащихся X-XI классов по основам информатики и вычислительной техники должно быть не более 2 уроков в неделю, а для остальных классов - 1 урока в неделю с использованием ВДТ и ПЭВМ.
9.4.2. Непрерывная длительность занятий непосредственно с ВДТ или ПЭВМ не должна превышать:
  • для учащихся I классов (6 лет) - 10 минут;
  • для учащихся II-V классов - 15 минут;
  • для учащихся VI- VII классов - 20 минут;
  • для учащихся VIII-IX классов -25 минут;
  • для учащихся X-XI классов на первом часу учебных занятий 30 минут, на втором - 20 минут;
9.4.3. Работа на ВДТ и ПЭВМ должна проводиться в индивидуальном ритме и темпе.
9.4.4. После установленной длительности работы на ВДТ и ПЭВМ (п. 9.4.2.) должен проводиться комплекс упражнений для глаз (приложение 16), а после каждого урока на переменах - физические упражнения для профилактики общего утомления (приложения 18).
9.4.5. Длительность перемен между уроками должна быть не менее 10 минут, во время которых следует проводить сквозное проветривание с обязательным выходом учащихся из класса (кабинета).
9.4.6. При производственном обучении учащихся старших классов с использованием ПЭВМ и ВДТ в учебно-производственном комбинате или других учреждениях 50% времени следует отводить на теоретические занятия и 50% времени - на практические. Режим работы должен отвечать требованиям, изложенным в пп. 9.4.1. и 9.4.2. с обязательным проведением профилактических мероприятий (п.9.4.4).
9.4.7. Время производственной практики учащихся старших классов во внеучебное время с использованием ПЭВМ и ВДТ должно быть ограничено для учащихся старше 16 лет тремя часами, а для учащихся моложе 16 лет - двумя часами, с обязательным соблюдением режима работы (пп.9.4.1, 9.4.2) и проведением профилактических мероприятий: гимнастики для глаз через 20-25 минут (приложение 16) и физических упражнений через 45 минут во время перерыва (приложения 17-18).
9.4.8. Занятия в кружках с использованием ПЭВМ и ВДТ должны организовываться не раньше, чем через 1 час после окончания учебных занятий в школе. Это время следует отводить для отдыха и приема пищи.
9.4.9. Занятия в кружках с использованием ПЭВМ и ВДТ должны проводиться не чаще 2 раз в неделю общей продолжительностью:
  • для учащихся 2-5 классов (7-10 лет) не более 60 минут;
  • для учащихся 6 классов и старше - до 90 минут.
Недопустимо отводить время всего занятия для проведения компьютерных игр с навязанным ритмом. Разрешается их проводить в конце занятия длительностью до 10 минут для учащихся 2-5 классов и 15 минут для более старших учащихся. Режим занятий в кружках должен соответствовать требованиям, изложенным в п.п. 9.4.2 - 9.4.3 с обязательным проведением профилактических мероприятий (п.9.4.4).
9.4.10. Условия и режим дня в школах "Юных программистов", организуемых в период школьных каникул в течение 2-4 недель, должны соответствовать санитарным нормам и правилам "Устройство, содержание и организация режима детских оздоровительных лагерей".
9.4.11. Занятия с ПЭВМ и ВДТ в школах "Юных программистов" не должны быть более 6 дней в неделю, седьмой день недели дблжен отводиться для отдыха, без работы на ПЭВМ и ВДТ.
9.4.12. Общая продолжительность занятий с ПЭВМ или ВДТ в школах " Юных программистов" должна быть в течение дня ограничена:
  • для учащихся 8-10 лет одним занятием в первую половину дня продолжительностью не более 45 минут;
  • для учащихся 11-13 лет двумя занятиями по 45 минут: одно
  • в первой половине дня и другое - во второй половине дня;
  • для учащихся 14-16 лет тремя занятиями по 45 минут каждое: два в первой половине дня и одно во второй половине дня.
9.4.13. Через 20 минут работы на ПЭВМ или ВДТ следует проводить гимнастику для глаз (приложение 16). Между двумя занятиями следует устраивать перерыв в течение 15 минут, во время которого организовывать подвижные игры или физические упражнения с проведением комплекса упражнений для снятия локального и общего утомления (приложения 17-18 и др.).
9.4.14. В школах "Юных программистов" "компьютерные игры" с навязанным ритмом допускается проводить не более одного раза в день продолжительностью:
  • до 10 минут для детей младшего школьного возраста;
  • до 15 минут для детей среднего и старшего школьного возраста; Запрещается проводить компьютерные игры перед сном.
9.4.15. В дошкольных учреждениях продолжительность занятий с использованием развивающих компьютерных игровых программ для детей 5 лет не должна превышать 7 минут и для детей 6 лет - 10 минут.
9.4.16. Компьютерные игровые занятия в дошкольных учреждениях следует проводить не чаще двух раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности детей: во вторник, в среду и в четверг. После занятий следует проводить гимнастику для глаз.
9.4.17. Не допускается проводить занятия с ПЭВМ и ВДТ в дошкольных учреждениях за счет времени, отведенного для сна, дневных прогулок и других оздоровительных мероприятий.
9.4.18. Занятия дошкольников с использованием ПЭВМ или ВДТ должны проводиться методистом или в его присутствии.
9.4.19. Занятиям с ПЭВМ или ВДТ должны предшествовать спокойные игры, проводимые в зале, расположенном смежно с помещением, где установлены компьютеры.
9.4.20. Запрещается использование одного ВДТ или ПЭВМ для двух и более детей независимо от их возраста.

10. ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ВДТ И ПЭВМ.

10.1. Профессиональные пользователи ВДТ и ПЭВМ должны проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры в порядке и в сроки, установленные Минздравмедпромом России и Госкомсанэпиднадзором России.
10.2. К непосредственной работе с ВДТ и ПЭВМ допускаются лица, не имеющие медицинских противопоказаний.
10.3. Женщины со времени установления беременности и в период кормления ребенка грудью к выполнению всех видов работ, связанных с использованием ВДТ и ПЭВМ, не допускаются. Трудоустройство беременных женщин следует осуществлять в соответствии с "Гигиеническими рекомендациями по рациональному трудоустройству беременных женщин" (приложение 19, п.2.11).
10.4. Медицинское освидетельствование студентов высших учебных заведений, учащихся средних специальных учебных заведений, детей дошкольного и школьного возраста проводится в порядке и в сроки, установленные соответственно Минздравмедпромом России, Госкомсанэпиднадзором России, Госкомвузом России и Минобразования России.

Приложение 1 (обязательное)
Визуальные эргономические параметры ВДТ и пределы их изменений
Наименование параметров Пределы значений параметров
миним. (не менее) макс, (не более)
Яркость знака (яркость фона), кд/м2 (измеренная в темноте) 35 120
Внешняя освещенность экрана, лк 100 250
Угловой размер знака, угл.мин. 16 60

Примечания:

1. Оптимальным диапазоном значений визуального эргономического параметра называется диапазон, в пределах которого обеспечивается безошибочное считывание информации при времени реакции человека-оператора, превышающем минимальное, установленное экспериментально для данного типа ВДТ, не более, чем в 1,2 раза.

2. Допустимым диапазоном значений визуального эргономического параметра называется диапазон, при котором обеспечивается безошибочное считывание информации, а время реакции человека-оператора превышает минимальное, установленное экспериментально для данного типа ВДТ, не более, чем в 1,5 раза.

3. Угловой размер знака - угол между линиями, соединяющими крайние точки знака по высоте и глаз наблюдателя. Угловой размер знака определяется по формуле:

а = arctg (h/21), где h - высота знака;

1 - расстояние от знака до глаза наблюдателя. 4. Данные, приведенные в настоящем Приложении, подлежат кор ректировке по мере введения в действие новых стандартов, регла мен-тирующих требования и нормы на визуальные параметры ВДТ.