ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПОДТВЕРЖДЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ ПРОДУКЦИИ УСТАНОВЛЕННЫМ ТРЕБОВАНИЯМ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Настоящие правила устанавливают порядок подтверждения соответствия продукции
установленным требованиям посредством обязательной сертификации и принятия
декларации о соответствии согласно Закону Российской Федерации от 10
июня 1993г. N 51511 "О сертификации продукции и услуг" с изменениями
и дополнениями, внесенными федеральными законами от 27 декабря 1995 года
N 211-ФЗ, от 2 марта 1998 года N 30-ФЗ, от 31 июля 1998 года N 154-ФЗ
(Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного
Совета Российской Федерации, 1993, N 26, ст. 966, Собрание законодательства
Российской Федерации, 1996, N 1, ст. 4; 1998, N 10, ст. 1143; N 31, ст.
3832) и постановлению Правительства Российской Федерации от 7 июля 1999г.
N 766 "Об утверждении перечня продукции, соответствие которой может
быть подтверждено декларацией о соответствии, Порядка принятия декларации
о соответствии и ее регистрации" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 1999, N 29, ст. 3746)
Правила распространяются на обязательное подтверждение соответствия продукции
отечественного и зарубежного производства, предусмотренной для реализации
и (или) использования на территории Российской Федерации и
могут быть использованы в системах сертификации непосредственно или в
качестве основы для разработки правил конкретной системы сертификации
(системы сертификации однородной продукции).
Отдельные положения правил могут быть также использованы при проведении
добровольной сертификации в части не противоречащей статьям 17, 18, 19
Закона Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг".
Основные термины, использованные в настоящем документе, и их определения
приведены в "Правилах по проведению сертификации в Российской Федерации",
утвержденных постановлением Госстандарта России от 10 мая 2000 г. № 26
(зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации 27 июня
2000 г., регистрационный N 2284 (Бюллетень нормативных актов федеральных
органов исполнительной власти, 2000, N 28).
Настоящие Правила введены взамен Порядка проведения сертификации продукции
в Российской Федерации, утвержденного постановлением Госстандарта России
от 21 сентября 1994г. N 15, зарегистрированного в Министерстве юстиции
Российской Федерации 5 апреля 1995 г., регистрационный N 826 (Бюллетень
нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации 1995, №
7) с Изменением N 1, утвержденным постановлением Госстандарта России
от 25 июля 1996г. N 15 и зарегистрированным Министерством юстиции Российской
Федерации 1 августа 1996 г., регистрационный N 1139. (Бюллетень нормативных
актов федеральных органов исполнительной власти 1996, № 5).
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1 Обязательное подтверждение соответствия продукции установленным
требованиям осуществляется посредством обязательной сертификации или принятия
декларации о соответствии.
1.2 Обязательную сертификацию продукции проводят органы по сертификации,
входящие в образованные федеральными органами исполнительной власти и
зарегистрированные в Госстандарте России системы обязательной сертификации.
Декларацию о соответствии принимает изготовитель (продавец) продукции
и регистрирует орган по сертификации.
1.3 Обязательному подтверждению соответствия подлежит продукция, включенная
в перечни продукции, подлежащей обязательной сертификации, в порядке,
установленном в законодательных и нормативноправовых актах Российской
Федерации, утвержденные и опубликованные в установленном порядке.
Перечень продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией
о соответствии, утверждается постановлением Правительства Российской Федерации
. Продукция, включенная в данный перечень, подтверждается на соответствие
требованиям, предъявляемым к продукции, подлежащей обязательной сертификации.
Наличие данного перечня не исключает возможности подтверждения соответствия
входящей в него продукции посредством обязательной сертификации.
1.4. Обязательная сертификация проводится по схемам сертификации,
определяющим набор процедур, результаты которых являются основанием для
принятия решения органом по сертификации о соответствии продукции установленным
требованиям.
Схемы сертификации, применяемые при проведении обязательной сертификации
продукции в Российской Федерации, обозначения и рекомендации по их применению
приведены в приложении.
Схемы сертификации для применения в конкретных системах обязательной
сертификации выбирают федеральные органы исполнительной власти, на которые
законодательными актами Российской Федерации возлагаются организация
и проведение обязательной сертификации, и устанавливают их в правилах
(порядках) систем обязательной сертификации продукции. При этом учитываются
особенности производства, испытаний, поставки и использования конкретной
продукции, степень ее потенциальной опасности, требуемый уровень доказательности,
возможные затраты заявителя, наличие представленных заявителем доказательств
ее соответствия установленным требованиям и другие факторы.
1.5 Официальным свидетельством положительных результатов подтверждения
соответствия являются: при обязательной сертификации - сертификат соответствия
(далее - сертификат), а при обязательном подтверждении соответствия посредством
принятия декларации о соответствии - зарегистрированная в органе по сертификации
декларация о соответствии.
При обязательном подтверждении соответствия - сертификат и декларация
о соответствии имеют одинаковую юридическую силу, и их действие распространяется
на всей территории Российской Федерации.
1.6 Продукция, на которую органом по сертификации выдан сертификат или
зарегистрирована декларация о соответствии, маркируется изготовителем
(продавцом) знаком соответствия, принятым в системе сертификации и зарегистрированным
в установленном порядке.
Маркирование продукции знаком соответствия при обязательной сертификации
осуществляется на основании лицензии на применение знака соответствия,
выданной органом по сертификации, а при подтверждении соответствия продукции
посредством декларации о соответствии - на основании зарегистрированной
декларации о соответствии.
Знак соответствия наносится непосредственно на единицу продукции и (или)
тару, упаковку, ярлык, сопроводительную техническую документацию. Знак
соответствия наносят на несъемную часть каждой единицы сертифицированной
продукции, при нанесении на упаковку - на каждую упаковочную единицу этой
продукции. Он может быть нанесен рядом с товарным знаком.
Действие знака при обязательной сертификации соответствия распространяется
на всей территории Российской Федерации. Применение знака соответствия
при обязательной сертификации осуществляется в порядке, установленном
"Правилами применения знака соответствия при обязательной сертификации
продукции", утвержденными постановлением Госстандарта России от
25 июля 1996 г., № 14 и зарегистрированными Минюстом России 1 августа
1996 г., регистрационный № 1138 (Бюллетень нормативных актов федеральных
органов исполнительной власти 1996, № 4) с изменениями и дополнениями,
утвержденными постановлением Госстандарта России от 20 октября 1999 г.
и зарегистрированными в Министерстве юстиции Российской Федерации 10 ноября
1999 г., регистрационный № 1968 (Бюллетень нормативных актов федеральных
органов исполнительной власти 1999, № 47) .
1.7 В сопроводительной документации, прилагаемой к продукции (паспорт,
инструкция по эксплуатации, этикетка, инструкциявкладыш и т.п.), изготовитель
(продавец) приводит информацию о проведенном подтверждении соответствия
(номер сертификата, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или
регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование
изготовителя (продавца), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший).
II.ПОДТВЕРЖДЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ ПОСРЕДСТВОМ СЕРТИФИКАЦИИ
2.1 Сертификация продукции включает:
подачу заявки (заявки-декларации) на сертификацию;
рассмотрение заявки (заявки-декларации), принятие по ним решения, в том
числе выбор схемы сертификации;
отбор образцов и их идентификация ;
испытания образцов (проб) продукции2;
проверку производства (системы качества)2;
анализ полученных результатов и принятие решения о выдаче (об отказе
в выдаче) сертификата;
выдачу сертификата и лицензии на применение знака соответствия;
осуществление инспекционного контроля за сертифицированной продукцией
2.
2.2. Для проведения сертификации продукции заявитель направляет заявку
в соответствующий орган по сертификации. Заявителем может быть отечественная
или зарубежная организация, индивидуальный предприниматель. Заявитель
вправе направить заявку в любой орган по сертификации, имеющий лицензию
на право проведения работ по сертификации данной продукции.
Заявитель в заявке на сертификацию вправе предложить схему сертификации
из числа установленных в соответствующих правилах (порядках) сертификации
однородной продукции и с учетом конкретных условий их применения. По отдельным
видам продукции к заявке (заявке-декларации) должны прилагаться копии
санитарно-эпидемиологического (гигиенического) заключения, ветеринарного
свидетельства, сертификата пожарной безопасности и других документов,
обязательность которых для данной продукции установлена законодательными
и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Заявитель также может представить в орган по сертификации протоколы испытаний,
проведенных при разработке и постановке продукции на производство, документы
об испытаниях, выполненных сторонними испытательными лабораториями и
другие документы, прямо или косвенно свидетельствующие о соответствии
установленным требованиям.
Заявитель вправе направить в орган по сертификации заявку для получения
сертификата на продукцию, без проведения испытаний аккредитованной испытательной
лабораторией, при наличии у него документально подтвержденных доказательств
соответствия его продукции установленным требованиям, полученным вне
рамок сертификации, если в системе сертификации для данной продукции предусмотрена
соответствующая схема сертификации (с использованием заявки-декларации).
2.3. Орган по сертификации не позднее 15 дней со дня получения заявки
направляет заявителю решение. Решение по заявке содержит условия сертификации,
в том числе схему сертификации, рекомендуемые аккредитованные испытательные
лаборатории (центры).
В случае несогласия органа по сертификации с предлагаемой заявителем схемой
сертификации, в решении по заявке излагается мотивированное обоснование
невозможности проведения сертификации по предлагаемой схеме сертификации
и назначения иной схемы сертификации.
На основе анализа представленных с заявкой документально подтвержденных
доказательств соответствия его продукции установленным требованиям орган
по сертификации может также принять решение о сокращении объема проверок
(испытаний) или о выдаче сертификата.
2.4 Испытания проводятся на образцах, конструкция, состав и технология
изготовления которых должны быть такими же, как у продукции, поставляемой
потребителю (заказчику).
Количество образцов, порядок их отбора, идентификации, условия транспортирования
и хранения устанавливаются в соответствии с требованиями нормативных
документов на продукцию и (или) в правилах (порядках) систем сертификации.
Заявитель представляет необходимую техническую документацию к образцу
(образцам), состав и содержание которой устанавливается правилами систем
сертификации.
2.5 Отбор образцов для испытаний осуществляет орган по сертификации или
по его поручению испытательная лаборатория (центр), другая компетентная
организация, если иное не предусмотрено правилами проведения сертификации
конкретной продукции. По завершении отбора составляется акт отбора образцов,
который подписывают лица, проводившие отбор, и представитель заявителя.
Образцы по решению органа по сертификации могут храниться в качестве
контрольных образцов в установленном органом по сертификации порядке
на случай возможного возникновения споров по поводу правильности проведения
сертификации.
Обращение, хранение и использование образцов продукции при обязательной
сертификации осуществляется в порядке, установленном правилами по сертификации
"Общий порядок обращения с образцами продукции при проведении обязательной
сертификации", утвержденными Постановлением Госстандарта России от
8 февраля 1996 г. N 15 и зарегистрированными Министерством юстиции Российской
Федерации 1 марта 1996 г., регистрационный N 1041 ( "Российские вести"
, 18 апреля 1996).
2.6 Испытания проводятся испытательными лабораториями (центрами), аккредитованными
на проведение тех испытаний, которые предусмотрены в нормативных документах,
используемых при сертификации данной продукции.
При отсутствии испытательной лаборатории (центра), аккредитованной на
техническую компетентность и независимость, или значительной ее удаленности,
испытания проводятся испытательными лабораториями (центрами), аккредитованными
только на техническую компетентность, с участием представителей органа
по сертификации конкретной продукции. Объективность таких испытаний наряду
с испытательной лабораторией обеспечивает орган по сертификации, поручивший
испытательной лаборатории их проведение. Протокол испытаний в этом случае
подписывают уполномоченные специалисты испытательной лаборатории и органа
по сертификации.
При невозможности проведения испытаний на испытательной базе аккредитованной
испытательной лаборатории (крупногабаритное изделие, оборудование, которые
можно испытать только на месте эксплуатации или производства) испытания
могут проводиться персоналом аккредитованной испытательной лаборатории
(центра) у изготовителя и (или) потребителя данной продукции с использованием
собственных средств испытаний испытательной лаборатории (центра) или имеющихся
у изготовителя средств испытаний аттестованных (поверенных) в установленном
порядке.
2.7 Протоколы испытаний представляются в орган по сертификации, а также
заявителю по его требованию. Протоколы испытаний подлежат хранению (в
том числе и для случая, когда заявителю не может быть выдан сертификат,
ввиду несоответствия продукции установленным требованиям) в течение сроков,
установленных в правилах систем сертификации продукции и в документах
испытательной лаборатории, но не менее трех лет.
2.8 Проверка производства (системы качества) в зависимости от схемы сертификации
проводится в форме анализа состояния производства, оценки производства
или системы качества, или сертификации системы качества.
2.9 Анализ состояния производства проводит орган по сертификации продукции,
принявший заявку (заявку - декларацию). Непосредственные работы проводятся
экспертами по сертификации продукции, с привлечением при необходимости
экспертов по сертификации производства или экспертов по сертификации систем
качества.
Анализ состояния производства конкретной продукции проводят по специально
разработанной рабочей программе или по типовой программе на группу однородной
продукции. Программа должна содержать все необходи-мые элементы проверки
производства с указанием методов их проведения применительно к выбранным
технологическим процессам, определяющим по-казатели продукции, подтверждаемые
сертификатом.
Для продукции, по которой Российская Федерация участвует в между-народных
(региональных) системах сертификации либо в соглашениях по сертификации,
следует учитывать требования и методики, принятые в этих сис-темах (соглашениях).
Анализ состояния производства включает проверку производства с вы-ездом
на место экспертов по сертификации. Проверка должна включать опре-деление:
наличия и полноты технологической документации и соблюдения ее требований
на практике;
состояния средств технологического оснащения и наличия системы их технического
обслуживания и ремонта;
наличия и эффективности системы контроля и испытаний;
состояния средств измерений и испытаний (своевременность поверок, калибровок
средств измерений, аттестации испытательного оборудования);
соблюдения условий хранения материалов, компонентов, комплектую-щих изделий
и готовой продукции;
наличие системы выявления и устранения выявленных недостатков про-дукции.
Результаты анализа состояния производства оформляются актом, в ко-тором
даются оценки по всем позициям программы и содержатся выводы, включающие
общую оценку состояния производства, необходимость коррек-тирующих мероприятий.
Акт используется органом по сертификации наряду с протоколами испытаний,
заявкой - декларацией для выдачи и определения срока действия сертификата
на продукцию, периодичности инспекционного контроля, а также для составления
корректирующих мероприятий (при обна-ружении нарушений).
2.10 Оценка производства (системы качества) осуществляется комисси-ей,
образованной органом по сертификации продукции из экспертов (собст-венных
или привлекаемых) по сертификации производства или систем качест-ва и
экспертов по сертификации продукции.
Оценка производства проводится на соответствие требований п.п. 4.8.-4.16.
и 4.20. ГОСТ Р ИСО 9001 в порядке, установленном в системе сертификации.
Оценка системы качества проводится на соответствие требованиям ГОСТ Р
ИСО 9001 или ГОСТ Р ИСО 9002 и в порядке, предусмотренном ГОСТ Р ИСО 10011,
ч.1.
Результаты оценки производства или системы качества оформляются актом.
2.11 При наличии у заявителя сертификата соответствия системы каче-ства
или сертификата соответствия производства, признанных данной систе-мой
сертификации продукции, оценку производства (системы качества) или анализ
состояния производства не проводят. В этом случае органу по сертификации
продукции должны быть представлены заявителем сертификат соот-ветствия
системы качества или сертификат соответствия производства.
2.12 Сертификация системы качества, предусмотренная схемой сертификации,
проводится на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001 или ГОСТ Р ИСО
9002 органом по сертификации систем качества, признанным данной системой
сертификации продукции. В орган по сертификации продук-ции представляется
заявителем сертификат соответствия системы качества.
2.13 Орган по сертификации на основании анализа протоколов испыта-ний,
проверки производства (системы качества), если это установлено схемой
сертификации, других документов о соответствии продукции, осуществляет
общую оценку соответствия продукции установленным требованиям и при-нимает
решение о возможности выдачи сертификата соответствия на продук-цию.
При отрицательных результатах подтверждения соответствия продук-ции орган
по сертификации выдает мотивированное решение об отказе в вы-даче сертификата
соответствия с указанием причин.
2.14 На основании принятого решения о возможности выдачи сертификата соответствия
орган по сертификации оформляет его в соответствии с правилами системы
сертификации. Сертификат вступает в действие с момента его регистрации
в государственном реестре. Сертификат может иметь прило-жение, содержащее
перечень конкретной продукции, на которую распростра-няется его действие,
если требуется детализировать состав:
группы однородной продукции, выпускаемой одним изготовителем и сертифицированной
по одним и тем же требованиям;
изделия (комплекса, комплекта) установленной комплектации состав-ных частей
и (или) запасных частей, подлежащих обязательной сертификации и применяемых
для технического обслуживания и ремонта изделия (комплек-са, комплекта),
указанного в сертификате.
2.15 Срок действия сертификата соответствия на серийно выпускаемую продукцию
устанавливает орган по сертификации с учетом результатов оце-нок по всем
процедурам, предусмотренным схемами сертификации, степени потенциальной
опасности продукции, прогнозируемого срока ее выпуска и других факторов,
но не более 5 лет.
Срок действия, указанный в сертификате соответствия, означает проме-жуток
времени, в течение которого изготовитель вправе реализовывать мар-кированную
знаком соответствия сертифицированную продукцию.
Срок действия сертификата на партию продукции или единицу продук-ции может
не устанавливаться.
Для продукции, реализуемой изготовителем в течение срока действия сертификата
на серийно выпускаемую продукцию (серийный выпуск), сертификат действителен
при ее обращении (поставке, продаже) в течение срока годности (службы),
установленного в соответствии с действующим законода-тельством Российской
Федерации для предъявления требований по поводу недостатков продукции.
В течение этих же сроков действителен и сертификат на партию продукции
или единицу продукции.
2.16 При внесении изменений в конструкцию (состав) продукции или технологию
ее производства, которые могут повлиять на соответствие про-дукции требованиям
нормативных документов, заявитель заранее извещает об этом орган, выдавший
сертификат, который принимает решение о необходи-мости проведения новых
испытаний или проверки производства этой продук-ции.
2.17 Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией про-водится
(если это предусмотрено схемой сертификации) в соответствии с пра-вилами
системы сертификации в течение всего срока действия сертификата и лицензии
на применение знака соответствия.
Инспекционный контроль проводится органом по сертификации, вы-давшим сертификат.
В случае приостановления или отмены действия аттеста-та аккредитации органа
по сертификации, инспекционный контроль прово-дится органом по сертификации,
уполномоченным на это федеральным орга-ном исполнительной власти, образовавшим
систему сертификации.
Инспекционный контроль приводится не реже одного раза в год в фор-ме систематического
анализа информации о сертифицированной продукции и инспекционных проверок
(периодических и внеплановых), включающих про-цедуры, предусмотренные
схемой сертификации.
2.18 При определения периодичности и объема инспекционной провер-ки учитываются
следующие факторы: степень потенциальной опасности про-дукции, стабильность
производства, объем выпуска, наличие системы качест-ва, информация о результатах
испытаний и проверок продукции и ее произ-водства, проведенных изготовителем,
органами государственного контроля и надзора, включая информацию об аналогичной
продукции, выпускаемой тем же изготовителем.
2.19 В случае приостановки производства сертифицированной продук-ции и
(или) отсутствия образцов для испытаний держатель сертификата обязан до
установленного срока проведения инспекционной проверки официально известить
об этом орган по сертификации. На основании полученной инфор-мации орган
по сертификации может перенести срок запланированной про-верки, но не
более чем на шесть месяцев.
2.20 Внеплановые инспекционные проверки должны проводиться в слу-чаях
поступления информации о претензиях к качеству продукции от потре-бителей,
торговых организаций, а также органов, осуществляющих общест-венный или
государственный контроль за продукцией, на которую выдан сертификат.
2.21 Результаты инспекционного контроля оформляют актом, в котором дается
оценка результатов испытаний образцов и других проверок, делается вывод
о возможности сохранения действия выданного сертификата.
Акт хранится в органе по сертификации, а его копии направляются дер-жателю
сертификата и в организации, принимавшие участие в инспекционном контроле.
2.22 По результатам инспекционного контроля орган по сертификации может
приостановить или отменить действие сертификата при несоответствии продукции
требованиям нормативных документов, контролируемым при сертификации, а
так же в случаях:
изменения нормативного документа на продукцию или методы испыта-ний;
изменения конструкции (состава), комплектности продукции;
изменения организации и (или) технологии производства;
изменения (невыполнения) требований технологии, методов контроля и испытаний,
системы обеспечения качества;
отказа держателя сертификата от проведения или оплаты инспекцион-ного
контроля;
отсутствия у держателя сертификата необходимых условий для прове-дения
инспекционного контроля в новый срок, согласно п.2.19.
2.23 При приостановлении или отмене действия сертификата орган по сертификации
приостанавливает или отменяет действие лицензии на применение знака соответствия.
Решение о приостановлении действия сертификата и лицензии на при-менение
знака соответствия принимается в том случае, если путем корректи-рующих
мероприятий, согласованных с органом по сертификации, держатель сертификата
может устранить обнаруженные причины несоответствия и под-твердить без
повторных испытаний в аккредитованной лаборатории соответ-ствие продукции
нормативным документам. В противном случае действие сертификата отменяется,
и лицензия на применение знака соответствия анну-лируется.
В случае приостановления действия сертификата и лицензии на приме-нение
знака соответствия держатель сертификата совместно с органом по сертификации
разрабатывает корректирующие мероприятия по устранению вы-явленных недостатков.
Орган по сертификации устанавливает срок выполне-ния корректирующих мероприятий
и осуществляет проверку их исполнения.
При положительных результатах проверки действия сертификата и ли-цензии
на применение знака соответствия восстанавливается, при отрицатель-ных
- орган по сертификации принимает решение об отмене действия серти-фиката
и об аннулировании лицензии на применение знака соответствия.
Информация о приостановлении или отмене действия сертификата до-водится
органом по сертификации до сведения держателя сертификата, терри-ториальных
органов государственного контроля и надзора по месту располо-жения изготовителя
(продавца), таможенных органов (по импортируемой про-дукции) для принятия
ими соответствующих мер.
2.24 Сертификация продукции на новый срок (в связи с окончанием срока
действия ранее выданного сертификата) осуществляется по принятым для данной
продукции правилам сертификации с учетом накопленной за вре-мя действия
сертификата информации о продукции, организации - держателе сертификата,
состоянии ее производства, результатах инспекционного кон-троля. При этом
в качестве оснований для выдачи нового сертификата могут использоваться
протоколы инспекционных испытаний, акты анализа состоя-ния производства
и другие документы по результатам ранее проведенных сертификации и инспекционного
контроля.
III. ПОДТВЕРЖДЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ ПОСРЕДСТВОМ
ПРИНЯТИЯ ДЕКЛАРАЦИИ О СООТВЕТСТВИИ
3.1 Работы по проведению обязательного подтверждения соответствия проводятся
в порядке, установленном в "Порядке принятия декларации о со-ответствии
и ее регистрации", утвержденном постановлением Правительства Российской
Федерации от 7 июля 1999г. N 766 (далее - Порядок), с учетом положений
настоящего раздела.
3.2 Изготовитель может принять декларацию о соответствии на серийно выпускаемую
продукцию или на конкретную партию продукции, продавец (не являющийся
изготовителем) - только на имеющуюся у него партию продук-ции конкретного
объема.
3.3 Условиями применения документов, служащих основанием для при-нятия
декларации о соответствии (п.4 Порядка) являются:
для протоколов испытаний - наличие в протоколах испытаний значений характеристик
продукции, подтверждающих соответствие требованиям, пре-дусмотренным для
обязательной сертификации;
для сертификатов или протоколов испытаний на сырье, материалы, ком-плектующие
изделия - если они определяют безопасность конечной продук-ции, подлежащей
подтверждению;
для документов, предусмотренных для данной продукции соответст-вующими
федеральными законами - если они выданы в установленном поряд-ке;
для сертификатов на системы качества или производства, - если они выданы
отечественными или зарубежными органами по сертификации систем качества.
Кроме того, могут быть использованы другие документы прямо или кос-венно
подтверждающие соответствие продукции установленным требованиям. К таким
документам могут относиться:
сертификаты на конкретную продукцию, выданные в зарегистрирован-ных в
установленном порядке системах добровольной сертификации, зару-бежные
сертификаты при наличии в них подтверждения соответствия требо-ваниям,
эквивалентным требованиям отечественным нормативным докумен-там;
сертификаты государств СНГ и других государств-участников Соглаше-ния
о проведении согласованной политики в области стандартизации, метро-логии
и сертификации;
сертификаты на изделие при принятии декларации о соответствии на его составные
(запасные части);
декларации о соответствии изготовителя на конкретную продукцию при принятии
декларации о соответствии продавцом или декларации о соответст-вии оптового
продавца при принятии декларации о соответствии розничным продавцом.
Основанием для принятия декларации о соответствии может служить один или
несколько из указанных документов, в зависимости от полноты со-держащихся
в них доказательств соответствия.
Состав документов, содержащих доказательства соответствия, может быть
конкретизирован в документах систем сертификации.
3.4 Декларацию о соответствии оформляют на листах формата А-4, за-полняют
по форме и правилам, приведенным в Порядке. Не допускается оформление
декларации рукописным способом.
3.5 В соответствии с Порядком, декларация о соответствии может быть принята
в отношении конкретной продукции или группы однородной продук-ции, на
которую установлены единые требования, подлежащие подтвержде-нию. В случае
принятия декларации о соответствии на группу однородной продукции перечень
наименований продукции с кодами ОК 005 -93 или ТН ВЭД РФ приводится непосредственно
в декларации без оформления прило-жения. Поле документа для внесения этой
информации может быть увеличе-но.
3.6 Заявление на проведение регистрации декларации о соответствии должно
содержать сведения об изготовителе (продавце), принявшем деклара-цию,
о декларируемой продукции, перечень документов, представляемых с заявлением,
обязательство об оплате работ по регистрации декларации о соот-ветствии
и подтверждение того, что изготовитель (продавец) не обращался с заявлением
на регистрацию данной декларации о соответствии в другой орган по сертификации.
Заявление на проведение регистрации декларации оформля-ется в произвольной
форме.
3.7 При регистрации декларации о соответствии проверка правомочно-сти
изготовителя, продавца (далее - декларант) принимать декларацию о соот-ветствии,
предусмотренная п.10.б Порядка, проводится по следующим крите-риям:
- зарегистрирован ли декларант в качестве юридического лица или ин-дивидуального
предпринимателя в Российской Федерации в установленном порядке. Орган
по сертификации вправе потребовать у декларанта копию до-кумента о его
регистрации;
- представляет ли декларант интересы иностранного изготовителя (для импортируемой
продукции) и имеет ли документальное подтверждение этого факта;
- принимает ли продавец декларацию о соответствии только на конкрет-ную
партию продукции, а не на серийно выпускаемую продукцию (имеется ли у
продавца договор, контракт, накладная и др. товаросопроводительные доку-менты
на данный товар).
3.9 Реестр зарегистрированных деклараций о соответствии ведется ор-ганом
по сертификации отдельно от реестра выданных сертификатов. В ука-занном
реестре следует предусмотреть графу для внесения информации о пре-кращении
действия декларации о соответствия.
Приложение к Общим правилам
подтверждения соответствия
продукции установленным требо- ваниям в Российской Федерации
СХЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ
1. СОСТАВ СХЕМ СЕРТИФИКАЦИИ
Но-мер схе-мы Испытания в аккре-дитованных испыта-тельных лаборатори-ях
и др. способы до-казательства соот-ветствия Проверка производ-ства (системы
каче-ства) Инспекционный кон-троль сертифицированной продукции (системы
качества, производства)
1 2 3 4
1 Испытания типа - -
1а Испытания типа Анализ состояния производства -
2 Испытания типа - Испытания образцов, взятых у продавца
2а Испытания типа Анализ состояния производства Испытания образцов, взятых
у продавца. Ана-лиз состояния произ-водства
3 Испытания типа ___ Испытания образцов, взятых у изготовителя
3а Испытания типа Анализ состояния производства Испытания образцов, взятых
у изготовителя. Анализ состояния про-изводства
4 Испытания типа ___ Испытания образцов, взятых у продавца. Ис-пытания
образцов, взя-тых у изготовителя
1 2 3 4
4а Испытания типа Анализ состояния производства Испытания образцов, взятых
у продавца и из-готовителя. Анализ со-стояния производства
5 Испытания типа Оценка производства или системы качест-ва Контроль системы
каче-ства (производства). Ис-пытания образцов, взя-тых у продавца и (или)
у изготовителя
6 Рассмотрение заяв-ки-декларации с прилагаемыми доку-ментами Сертификация
сис-темы качества Контроль сертифицированной системы каче-ства
7 Испытания партии ___ ___
8 Испытания каждого образца ___ ___
9 Рассмотрение заяв-ки-декларации с прилагаемыми до-кументами ___ ___
9а Рассмотрение заяв-ки-декларации с прилагаемыми доку-ментами Анализ
состояния производства ___
10 Рассмотрение заяв-ки-декларации с прилагаемыми доку-ментами ___ Испытания
образцов, взятых у изготовителя или у продавца
10а Рассмотрение заяв-ки-декларации с прилагаемыми до-кументами Анализ
состояния производства Испытания образцов, взятых у изготовителя или у
продавца. Анализ состояния производства
Примечания:
1. Испытания типа - испытания выпускаемой продукции на основе оцени-
вания одного или нескольких образцов, являющихся её типовыми представи-телями.
2. Инспекционный контроль, указанный в таблице, проводят после выдачи
сертификата.
3. В схемах 5 и 6 необходимость и объём испытаний при инспекционном
контроле, место отбора образцов определяет орган по сертификации про-
дукции по результатам инспекционного контроля за системой качества
(производством).
2. ПРИМЕНЕНИЕ СХЕМ СЕРТИФИКАЦИИ
2.1. Схемы сертификации 1 - 6 и 9а - 10а применяются при сертификации
продукции, серийно выпускаемой (поставляемой) в течение срока дей-ствия
сертификата, схемы 7. 8, 9 - при сертификации уже выпущенной партии или
изготовленного единичного изделия.
2.2. Схемы 1 - 4 рекомендуется применять в следующих случаях:
- Схему 1 - при ограниченном, заранее оговоренном, объёме реализации продукции,
которая будет поставляться (реализовываться) в течение коротко-го промежутка
времени отдельными партиями по мере их серийного произ-водства (для импортной
продукции - при краткосрочных контрактах; для оте-чественной продукции
- при ограниченном объёме выпуска);
- Схему 2 и 3 - если у органа по сертификации есть уверенность сохра-нения
стабильности производства, по крайней мере, на период до очередного инспекционного
контроля.
- Схема 2 применяется тогда, когда при инспекционном контроле требу-ется
более полная информация о характеристиках продукции, непосредствен-но
идущей к потребителю (с учетом влияния транспортирования и хранения),
для импортной продукции при долгосрочных контрактах с выполнением ин-спекционного
контроля на образцах продукции из партий, завезённых в Рос-сийскую Федерацию;
- Схему 4 - в обоснованных случаях при необходимости всестороннего и жесткого
инспекционного контроля продукции серийного производства.
2.3.Схему 5 рекомендуется применять:
- если установлены повышенные требования к стабильности характе-ристик
выпускаемой продукции;
- при сертификации особо опасной продукции, по которой последствия от
ее несоответствия установленным требованиями могут привести к возмож-ности
возникновения экологических техногенных и других катастроф;
- если срок годности (хранения, жизни и др.) соразмерен со временем, необходимым
для организации и проведения испытаний в аккредитованной испытательной
лаборатории;
- когда технологические процессы чувствительны к внешним факторам;
- если реальный объем и характер выборки для испытаний в аккредито-ванной
лаборатории не может быть достаточен для объективной оценки про-дукции.
2.4. Схему 6 рекомендуется применять:
- когда степень потенциальной опасности продукции невысока и риск выдачи
сертификата на продукцию без испытаний в аккредитованной лабора-тории
оправдан функционированием сертифицированной системы качества;
- когда характерна частая смена модификаций продукции, которая не влияет
на показатели, подтверждаемые при сертификации;
- при обязательной сертификации изделий единичного производства и уникальных
изделий, требующих разрушающих методов контроля;
- когда продукция по объективным причинам может быть испытана только после
монтажа у потребителя.
Схему 6 используют также при сертификации импортируемой продук-ции поставщика
(не изготовителя), имеющего сертификат на свою систему качества, если
номенклатура сертифицируемых характеристик и их значения соответствуют
требованиям нормативных документов, применяемых в Рос-сийской Федерации.
При этом орган по сертификации систем качества дол-жен обеспечить проведение
экспертизы документов, подтверждающих это соответствие (протоколы испытаний,
методики их проведения и др.), экспер-том по сертификации продукции или
экспертом по аккредитации испыта-тельных лабораторий соответствующего
профиля.
2.5. Схемы 7 и 8 применяют тогда, когда заявитель намерен получить сертификат
на изготовленную партию продукции или на единицу продукции и может представить
всю партию для отбора образцов или сертифицируемую единицу продукции.
2.6. Схемы 9 - 10а основаны на использовании в качестве доказательства
соответствия продукции установленным требованиям - заявки-декларации с
прилагаемыми к ней документами, подтверждающими соответствие продук-ции
установленным требованиям.
Условием применения схем сертификации 9 - 10а является наличие у заявителя
всех необходимых документов, прямо или косвенно подтверждаю-щих соответствие
продукции заявленным требованиям. Если указанное усло-вие не выполнено,
то орган по сертификации предлагает заявителю сертифицировать данную продукцию
по другим схемам сертификации и с возможным учетом отдельных доказательств
соответствия из представленных документов.
Данные схемы целесообразно применять, например, для сертификации продукции
субъектов малого предпринимательства, а также для сертификации не повторяющихся
партий небольшого объёма отечественной и зарубежной продукции.
Схему 9 применяют при сертификации неповторяющейся партии не-большого
объёма импортной продукции, выпускаемой фирмой, зарекомен-довавшей себя
на мировом или российском рынках как производителя про-дукции высокого
уровня качества, или единичного изделия или комплекта (комплекса) изделий,
приобретаемого целевым назначением для оснащения отечественных производственных
и иных объектов, если по представленной технической документации можно
судить о безопасности изделий.
Схему 9а применяют при сертификации продукции отечественных про-изводителей,
в том числе индивидуальных предпринимателей, зарегистриро-вавших свою
деятельность в установленном порядке, при нерегулярном вы-пуске этой продукции
по мере её спроса на рынке и нецелесообразности про-ведения инспекционного
контроля.
Схемы 10 и 10а применяются при продолжительном производстве оте-чественной
продукции в небольших объёмах выпуска.
2.7. Схемы 1а, 2а, 3а, 4а, 9а и 10а рекомендуется применять вместо соот-
ветствующих схем 1, 2, 3, 4, 9 и 10, если у органа по сертификации нет
ин-формации о возможности производства данной продукции обеспечить ста-бильность
её характеристик, подтвержденных испытаниями.
2.8. Все приведенные схемы сертификации применяются при сертифи-кации
продукции по заявкам (заявкам-декларациям) изготовителей этой про-дукции.
Схемы 2,6,7,8,9 могут применяться при сертификации продукции по за-явкам
(заявкам-декларациям) продавцов (поставщиков) с учетом п.п.2.2 и 2.4.
3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ
В СХЕМАХ СЕРТИФИКАЦИИ
3.1. В схемах сертификации, если это не противоречит правилам систе-мы
сертификации, могут быть использованы документальные доказательства соответствия,
полученные заявителем вне рамок данной сертификации. Эти доказательства
могут служить основанием для сокращения объема проверок при сертификации.
3.2. При оценке возможности использования дополнительных документов учитывают
специфику продукции, Степень её потенциальной опасности, объём и продолжительность
производства продукции, стабильность условий производства, репутацию предприятия
по отношению к качеству сертифицируемой продукции, качество используемых
изделий и материалов, сте-пень доверия оценок, данных сторонними организациями,
и т.п.
3.3. В зависимости от видов сертифицируемой продукции используются следующие
документы:
- протоколы испытаний (приёмочных, периодических, инспекционных и т.п.);
- санитарно-эпидемиологическое (гигиеническое) заключение;
- документ территориальной службы санэпиднадзора о санитарно-гигиеническом
состоянии производства;
- сертификат пожарной безопасности (на продукцию);
- сертификаты (декларации о соответствии) поставщиков комплектующих изделий
и материалов; тары, упаковки;
- паспорт поля или сертификат качества почв земельного участка, вы-данный
агрохимической службой;
- заключение регионального центра станции защиты растений агрохи-мической
службы о применении средств химизации (удобрений, пестицидов, стимуляторов
роста, биопрепаратов, мелиорантов);
- заключение органа по карантину растений в случае проведения обра-ботки
против карантинных объектов;
- ветеринарной свидетельство (сертификат);
- зарубежные сертификаты на продукцию, системы качества поставщи-ка;
- сертификат происхождения;
- протоколы испытаний в зарубежных лабораториях;
- техническая документация изготовителя (конструкторская, технологи-ческая,
эксплутационная и т.п.).
Кроме перечисленных, по решению органа по сертификации можно ис-пользовать
другие документы, не вызывающие сомнений в достоверности со-держащейся
в них информации.